Главная страница » Монтессори — образовательная методика. Описание, плюсы, минусы

Монтессори — образовательная методика. Описание, плюсы, минусы

Среди современных мам имя Марии Монтессори известно практически всем. Она стала основательницей образовательной методики, где в центре главенствующая роль отведена ребенку, ведь только ему известно, что актуальнее для развития в данный этап жизни. А для педагога Монтессори следовать за активностью малыша — самый верный путь. Обывателю, выросшему на привычной системе образования, где педагог имеет непреклонный авторитет, а инструментами воспитания являются кнут и пряник, такой подход может быть не совсем понятен. Разберем общепринятые утверждения и принципы Монтессори подробнее.

«Помоги мне сделать это самому»

В Монтессори важно только помогать ребенку адаптироваться в огромном и неизведанном ему мире, получить о нем достоверную информацию, стать самостоятельным, развить свободу выбора. В каждом малыше с рождения заложена тяга к изучению нового. Задачей педагога, прежде всего, является предоставлять в распоряжение ребенка специальные материалы Монтессори, как средства саморазвития и показывать, как именно с ними взаимодействовать. Малышу позволительно заниматься всем, чем он захочет в рамках класса.

Но любое занятие состоит из строго укомплектованных предметов, которые являются ключами к изучению той или иной сферы мира, базовым пониманием элементарных свойств предметов, обличенных в приятный вид. Разумеется, природное любопытство побуждает брать все это в руки, трогать, изучать. К чему бы ребенок ни притронулся, все настроено на развитие. А педагог только помогает ему в освоении функций выбранных предметов, или предлагает что-то, угадывая его предпочтения, но не принуждая. В таких условиях нет необходимости в строгой образовательной программе. Малышу предоставляется свобода постижения мира в ритме, который он сам выбирает.

Минус: педагог, как учитель, в системе Монтессори не имеет авторитета, как в традиционных, а это значит, он не пользуется должным уважением у детей, что может сказаться на качестве и объеме получаемых знаний. Нет четкого плана занятий, никто не ходит строем, а все надежды возлагаются только на самого малыша и его самодисциплину.

«Монтессори подходит всем детям, но далеко не всем родителям»

Мария Монтессори уделяла много внимания детям, отстающим в развитии. В каждом из них она разглядела личность, формирующую восприятие мира под воздействием, главным образом, окружающей среды. Причиной отставания в развитии Мария Монтессори считала то, что малышам просто нечем насыщать свой мозг. Поэтому созданию благоприятного пространства для обучения детей в её разработках уделено колоссальное внимание. Главная идея этой методики заключена в том, чтобы дать возможность каждому ребенку раскрыть внутренний потенциал за счет самостоятельной деятельности в специально подготовленной среде.

Именно она является обязательным условием развития каждого малыша. Монтессори – средовая методика, и окружающее ребенка пространство является базовой составляющей, которая для достижения положительных результатов требует от родителей огромной вовлеченности в процесс. Недостаточно просто посещать класс Монтессори. Родителям и дома рекомендуется создать ребенку приближенную к стандартам образовательную среду. Определенным образом должна быть организованна комната, где малыш чаще проводит время, и в ней помимо инструментов Монтессори, необходима мебель, отвечающая принципам методики. Порядок в доме также является обязательным условием.

Минусы: не всегда наши квартиры позволяют выделить ребенку отдельную комнату, и правильно организовать пространство для жизни по системе Монтессори. Это не просто набор педагогических приемов, а целая философия воспитания, которую необходимо внедрять в своем доме. Если между классом Монтессори и местом жительства малыша резкий контраст, то он будет сбит с толку – то и другое имеют для него большое значение. В подобной ситуации ребенку гарантирован стресс, проявляющийся нервозностью и беспокойством.

«Упражнения для мелкой моторики благоприятно влияют на развитие речи»

Важно выбирать не просто методику, а квалифицированного, внимательного педагога, который способен следить за безопасностью каждого ребенка в классе, участвующего в процессе работы с мелкими предметами. Родители должны понимать — есть риск, что малыш может проглотить какую-либо маленькую деталь развивающих материалов, отказаться от которых в системе Монтессори недопустимо, ведь они являются незаменимым звеном в развитии ребенка.

«Стоп! Это моя работа!»

Не мешать другим — достойное качество. В методике Монтессори оно развивается, как осознание ребёнком важности личного пространства. Одновременно приходит внутреннее принятие границ других — окружающих малыша людей. Занятия проходят в спокойствии, тишине и чаще в уединении. Независимо от того, что дети находятся в группе и взаимодействуют друг с другом, работает каждый индивидуально. Коллективные ролевые игры в системе Монтессори заменяются практической деятельностью с обучающими материалами исключительно самостоятельно.

Минус: развивая логику, аналитические качества, мелкую моторику, и все сферы деятельности, что контролирует левое полушарие мозга человека, методика Монтессори игнорирует «творческое» правое – отвечающее за познание мира целостно, чему бы поспособствовали коллективные ролевые игры малышей. Именно они имеют огромное значение для полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста. Важность ролевых игр сложно переоценить – это наиболее доступный метод развития у ребенка творческого мышления, креативности и фантазии. В методике Монтессори проявления творчества рассматриваются, как препятствие для развития логики, и в целом умственной составляющей малыша.

Принять метод Монтессори или отказаться — выбор исключительно родителей ребенка. Важно только помнить, что главное для него — это комфорт, безопасность, любовь и участливость взрослых.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.